Прогноз прибылей и убытков предпринимательской деятельности
Составление сметы
Прежде чем открыть свое дело, предприниматель должен спрогнозировать, как будет вести его фирма финансово-хозяйственную деятельность. Для этого существует расчет прибылей и убытков, то есть это прогноз будущих показателей. Если у предпринимателя планируется несколько вариантов функционирования фирмы, то он должен просчитать все варианты и выбрать наиболее оптимальный прогноз, который обеспечивал бы наилучшую прибыль. Этот прогноз выполняется в виде сметы прибылей и убытков, которая является основополагающим документом для предпринимателя.


При составлении сметы все доходы и расходы за плановый период должны быть сопоставимы (например, с разбивкой по месяцам). Смета прибылей и убытков является инструментом в руках предпринимателя, которая позволяет сверять фактические показатели финансово-хозяйственной деятельности с прогнозными и своевременно вносить коррективы.
Рассмотрим составление сметы прибылей и убытков на конкретном примере. Она составляется по тем же данным, которые получены в ходе исследования рынка, и по тем оценочным показателям и предположительным затратам на первые 6 месяцев.

Анализ данной сметы показывает, что приемлемые результаты по реализации продукции могут быть получены только через четыре месяца. Если такой вариант удастся реализовать, то к концу года фирма будет работать рентабельно. В этом варианте предприниматель добросовестно старался свести к минимуму все затраты: не пытался активизировать рекламную кампанию, не принимал в штат новых работников вплоть до получения положительных результатов. Если накладные расходы останутся в прежних пределах, то ежемесячная прибыль будет расти, что устроит предпринимателя.
Приближенная оценка стартового капитала.
Как показал анализ сметы, размер стартового капитала должен учитывать нестабильность работы фирмы за первые четыре месяца. Исходя из этого сумму всех расходов (прямых и накладных + организационные расходы, возможные затраты на закупку оборудования и инструмента, а также краткосрочный кредит) в первые месяцы и дадут предпринимателю ориентировочную сумму стартового капитала.
С. кап. = (примерно) 2325 + 2400 + 7000 + 1500 = 12625 (р.)
Источники финансирования.
В бизнесе вообще-то существуют два вида финансирования:
1. Внутренние источники - средства поступают из каких-либо источников в самой фирме. Мировой опыт показал, что 60 % - 70 % финансирования предприятия происходит за счет внутренних источников. К ним относятся взносы учредителей (уставной капитал), прибыль предприятия, остающаяся после уплаты всех расходов, амортизационные отчисления (стоимость замены изнашивающегося оборудования), выпуск акций и облигаций, собственные накопления.
2. Внешние источники - все средства, поступающие извне. К ним относятся: банковские кредиты, государственная помощь, другие фирмы, торговые кредиты, инвестиционные институты, международные компании или фонды. Кроме того дополнительные средства можно изыскать за счет продажи акций, за счет личных сбережений, продажи лишнего оборудования, помещений и т. д., но основным источником является кредит. Кредит бывает: а) краткосрочный - до одного года, который используется для покрытия ежедневных затрат по выплате заработной платы, сырья; б) долгосрочный - более одного года, который применяется при дорогостоящих покупках (оборудование, здание и т. д.).
Для определения процента за кредит используется следующая формула:
I = Р • R • Т,
где
Т - время, продолжительность кредита (в годах),
I - общие выплаты процента,
Р - объем занимаемых затрат,
R - годовая ставка платы за кредит.
Финансовый план движения денежных средств на предприятии
Этот план является:
1) аналитическим инструментом для оценки перспективности идеи,
2) средством управления действующим предприятием.
То есть главным назначением этого плана является держать предпринимателя или владельца фирмы в курсе всех денежных поступлений и производимых платежей или расходов. Такое движение денежных средств для обеспечения текущей работы предприятия получило название движение оборотных средств. Оно также дает представление о динамике денежного оборота в будущем.
Схема текущего расчета движения денежных средств для вновь создаваемого предприятия может быть представлена следующим образом:


Показатели чистого дохода свидетельствуют либо об активном сальдо, либо о недостатке денег ежемесячно. Показатель чистого дохода прибавляют к остатку на начало месяца, и получается конечный, или сводный, или месячный остаток. Эти расчетные расценки очень важны, т. к. служат индикатором возможной потребности в дополнительных «вливаниях» оборотных средств. В случае их недостатка предприниматель может взять краткосрочный кредит, продать часть имущества или пригласить третьих лиц в качестве совладельцев. Проблему недостатка денег можно обнаружить заранее и принять соответствующие меры.
Рассмотрим, как это можно осуществить на нашем конкретном примере. (Условие см. ранее.) При осуществлении деятельности обычно арендную плату производят не ежемесячно, а поквартально. Предприятие, поставляющее материал для изготовления наборов, продает их партиями по 50 штук с оплатой при поставке. Следовательно, предпринимателю для стабильной работы придется создавать запасы материалов, т. к. по его смете закупки одной партии на месяц не хватит. Посчитаем, сколько запасов потребуется предпринимателю на 6 месяцев.

Из анализа таблицы видно, что на второй месяц предприниматель мог купить материалов на 100 наборов, тогда в запасе у него осталось только на 10. В случае поступления крупного запаса не смог бы его выполнить, и он принимает решение подстраховаться и пополнить запасы материалов на второй и последующие месяцы, чтобы не рисковать. Тогда движение денежных средств будет выглядеть следующим образом:

Анализ данных таблицы показывает, что при таком варианте фирма не способна самостоятельно покрывать свои затраты. Для покрытия недостатка денежных средств (появившихся из-за высоких накладных расходов) предпринимателю было бы целесообразно взять краткосрочный кредит или занять у других источников сумму примерно в 1200 рублей. Предположим, что это ему удалось, тогда положение с деньгами у него будет выглядеть таким образом:
Из этой таблицы видно, что при наличии дополнительных средств у предпринимателя проблем с деньгами в течение первых 6 месяцев уже не будет. Но это только лишь прогнозные данные. Из таблицы видно, что взятый кредит наиболее целесообразно погасить в пятый и шестой месяцы, чтобы не снижать рентабельности фирмы. По мере роста объемов реализации наборов фирма будет уже способна самостоятельно покрывать накладные расходы и затраты на закупку материалов, а потребность в дополнительных деньгах будет сокращаться.
При проведении оценочных расчетов и их анализе предпринимателю необходимо учитывать и такие факторы:
-
доход самого предпринимателя;
-
дополнительные выплаты (больничные, пенсии);
-
учет, как будут погашаться кредит и выплачиваться проценты;
-
учет денег, необходимых для замены оборудования;
-
источник и количество денег, необходимых на расширение производства;
-
прогнозирование возможной реализации продукции (за наличный расчет или безналичный, кредит).
Эти факторы необходимо учитывать, чтобы предусмотреть стабильную работу предприятия.